См. раздел Публикации и презентации


Журнал "Логопед;, № 1, 2006 год

Шишкова Маргарита Игоревна

Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова

Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении

Статья опубликована в № 1 журнала "Логопед" за 2006 год

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на речевой разминке (пятиминутке) дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались в начальной школе, им становится неинтересно. Постепенно учителя перестают использовать на уроке специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только при непосредственном изучении школьниками текста произведений. Проведение речевых разминок (пятиминуток) продолжает оставаться актуальным для слабоуспевающих детей и в старшей школе, но возникает проблема подбора материала для речевой разминки. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.

Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по русскому языку (виды предложений по интонации, однородные члены предложения, сложное предложение, обращение, прямая речь). Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, учителю следует включать в каждый урок чтения речевые разминки или речевые пятиминутки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Речевой материал для разминки подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями старшеклассников. Материал может быть взят из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры:

  1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
    1. Дети завтра пойдут в кино.
    2. Дети завтра пойдут в кино.
    3. Дети завтра пойдут в кино.
    4. Дети завтра пойдут в кино.

    Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

  2. На доске записано предложение.

    Скоро наступит жаркое лето.

    Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

  3. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

    Серебряный туман пал на окрестность.

    Я награжу тебя.

    Ручьи слез покатились по бледному лицу.

  4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
    1. Родина – мать, умей за нее постоять.
    2. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
    3. ЖитьРодине служить.
    4. Тот герой, кто за Родину горой.

    1. Честный труд – наше богатство.
    2. Больше дела – меньше слов.
    3. Упустишь минуту – потеряешь часы.
  5. Учитель просит учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае. Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:
    1. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
    2. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
    3. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
    4. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
  6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы:
    1. Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
    2. Кто читал сегодня повесть Пушкина?
    3. Что делали сегодня учащиеся?
    4. Что читали учащиеся сегодня?
    5. Чью повесть читали учащиеся сегодня?
  7. Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Приведем примеры:

  1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.
    1. Как удивили | его слова | брата!
    2. Как удивили его | слова брата!

    1. Как обрадовали | его успехи отца!
    2. Как обрадовали | его успехи | отца!

    1. Кабинет | истории московской школы № 123.
    2. Кабинет | истории | московской школы № 123.

    1. Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
    2. Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

    1. На днях | готовившие спектакль восьмиклассники | показали свою работу.
    2. На днях готовившие спектакль восьмиклассники показали | свою работу.

    1. Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
    2. Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

    1. Я остановился в недоумении, | оглянулся.
    2. Я остановился, | в недоумении оглянулся.

    1. Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
    2. Мой старший брат Коля очень любит футбол.
    3. Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.

    1. Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу.
    2. Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу.
  2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
    1. Доброе братство | лучше богатства.
    2. Один в поле | не воин.
    3. Согласье | крепче каменных стен.
    4. Одна пчела | не много меду натаскает.

    1. Доброе братство | лучше богатства.
    2. Один в поле | не воин.
    3. Согласье | крепче каменных стен.
    4. Одна пчела | не много меду натаскает.
  3. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
    1. Правда светлее солнца.
    2. Правда дороже золота.
    3. За правое дело стой смело.

Интонации, повышение и понижения голоса

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:

  1. Упражнения на повышение и понижение тона голоса

    а) Упражнение «Прыжок»

    Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

    б) Упражнение «Поход»

    Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

    Поход
    По тропинке узкой горной
    Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
    За горой нас солнце ждет,
    Наш подъем все выше, круче,
    Вот шагаем мы по тучам,
    За последним перевалом
    Нам навстречу солнце встало.

    в) Упражнение «Пещера»

    Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

  2. Работа над интонацией в повествовательном предложении

    Учитель записывает на доске предложение: В нашем классе сегодня будет чаепитие. Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читает учитель, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелками:

    Далее учитель просит прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначается логическое ударение и пауза. В нашем классе сегодня | будет чаепитие. Предложение читается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение голоса обозначаются стрелками. После этого два предложения сравниваются:

    Совместно с учителем делается вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание учащихся на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.

  3. Работа над интонацией в вопросительном предложении

    На доске записывается предложение с вопросительным знаком. По телевизору сегодня будет концерт? Учащимся предлагается по знаку в конце предложения определить, какое оно по интонации. Предлагается вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Далее учащиеся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за движением голоса. На доске делается следующая запись:

    Стрелками обозначается повышение и понижение голоса. Аналогично предложение читается с логическим ударением на слове будет, потом на слове концерт. Устанавливается движение голоса и воспроизводится следующая запись:

    После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.

  4. Работа над интонацией в восклицательном предложении

    Учитель пишет на доске предложение: У меня сегодня будут гости! Сначала по восклицательному знаку устанавливается, что это предложение восклицательное. Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.). Учитель предлагает прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня. Затем прочитать предложение с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады. В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.

    После наблюдения за изменениями восклицательной интонации в предложениях учитель говорит о том, что восклицательная интонация очень богата и разнообразна. Восклицательная интонация это не только радость, любовь, гордость, восхищение, торжество, счастье и ликование, но и гнев, страх, злоба, ненависть, разочарование, досада, горе и бешенство. Следовательно, интонация восклицательных предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.

  5. Для того, чтобы интерес ребят к выполнению речевых разминок не угасал, постепенно задания необходимо усложнять, комбинировать, варианты заданий и ситуации следует иллюстрировать отрывками из уже изученных, хорошо знакомых и осмысленных учащимися произведений.

    Лиза завтра пойдет в лес?
    Лиза завтра пойдет в лес?
    Лиза завтра пойдет в лес?
    Лиза завтра пойдет в лес?

    Ты это сделал или кто-то другой?
    Ты это сделал или что-то другое?
    Ты это сделал или не сделал?

    … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
    … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
    … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
    … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
    … ? - Я это стихотворение вчера выучил.

  6. Как известно, однородные члены предложения характеризуются перечислительной интонацией, которая, к сожалению, проявляется неотчетливо при чтении детьми, испытывающими трудности в обучении. Для преодоления этого недостатка целесообразно предлагать учащимся следующие задания. На доске записано предложение: Катя, Павел, Иван, Аня спешили на помощь другу. Учащиеся читают это предложение с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, повышения и понижения голоса, обозначают это на записанном предложении.

    В результате наблюдения учитель подводит ребят к выводу о том, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз между однородными членами, логическим ударением на каждом однородном члене и повышением голоса на каждом из них. Постепенно задание можно усложнять, добавляя к однородным членам предложения зависимые слова.

  7. При чтении предложений с обращением школьники зачастую не соблюдают знаков препинания (запятая или восклицательный знак), и, как следствие, не могут интонацией выделить обращение. Речевые разминки могут включать в себя следующие задания:
    1. Павел | ходил сегодня в школу?
    2. Павел, | ты ходил сегодня в школу?

    1. Спой, | светик, | не стыдись!
    2. Что же ты, | моя старушка, | приумолкла у окна?
    3. О Волга! || После многих лет я вновь принес тебе привет.
    4. Как часто в горестной разлуке, | в моей блуждающей судьбе, | Москва, | я думал о тебе!
    5. Ребята! || Не Москва ль за нами?
  8. Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, большую сложность представляет выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью. С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у учащихся навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить школьников правильно интонировать слова автора и слова героя, обращая внимания на знаки препинания, т.е. выделять голосом прямую речь. После разбора примеров из художественных произведений учащимся можно предложить самим придумать предложения с прямой или косвенной речью. Примеры учитель записывает на доске, учащиеся выразительно читают.
    1. Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет.
    2. Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.
    3. Я спросил: "Что с ним случилось?"
      Я спросил, что с ним случилось.

Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать школьников не только в начальной и средней школе. В старших классах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха.

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. 1999.
  2. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.
  3. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М., 1968.