См. раздел Публикации и презентации


Сборник "Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Шишкова Маргарита Игоревна

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова

К вопросу об особенностях работы над пересказом учащихся с нарушениями интеллекта

Статья опубликована в сборнике "Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы IV международной научно-практической конференции (26 - 27 июня 2014 г.)" и в журнале "Логопедия" № 3 за 2014 год.

Важность работы над пересказом сложно переоценить. В процессе подготовки пересказа целенаправленно развивается и корригируется не только связная устная речь школьников, но и мыслительные операции, память, внимание, воображение и эмоционально-волевая сфера. В процессе пересказа определяется отношение ученика к тем или иным людям, к их поступкам; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Пересказ - вид речевой деятельности, её продукт. Он создаётся на основе образца прочитанного или услышанного текста и передаётся учащимися в устной или письменной форме. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определённым мотивам. В случае создания пересказа таковым должно являться желание учащихся поделиться информацией или выполнить задание учителя, получив положительную оценку.

Процесс обучения пересказу школьников с интеллектуальной недостаточностью сопровождается целым рядом трудностей. Прежде всего, это связано с тем, что работа над пересказом содержания прочитанного является для них сложнейшим интеллектуальным актом переработки и воспроизведения текста. Данный акт предполагает целый ряд мыслительных операций: оценку отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием. При пересказе ученики должны ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. Всё это крайне сложно выполнить школьникам с нарушенным интеллектом. Помимо проблем с осознанием читаемого текста работу над пересказом осложняет целый комплекс речевых ошибок. Прежде всего, это стремление дословно пересказать прочитанный текст, даже если дано задание изложить содержание кратко. Репродуцируя отдельные моменты текста, учащиеся недостаточно осознают связи между ними. Их пересказы представляют собой как бы наборы отдельных звеньев, а не связное изложение. Часто умственно отсталые школьники забывают какой-то момент из воспринятого при чтении и заменяют его новым содержанием, возникающим по аналогии на основе имеющегося опыта, или вообще случайным фрагментом. Школьникам с интеллектуальной недостаточностью присущи и такие ошибки как: неполная передача содержания прочитанного, аграмматичность высказываний, несоблюдение последовательности, привнесения, невыразительность словесной формы.

На уроках чтения необходимо использование различных видов пересказов: подробный (полный) пересказ, краткий пересказ, выборочный, творческий (с изменением лица, времени действия, добавлением новых персонажей, изменением хода событий). Для того чтобы облегчить школьникам достаточно трудную для них задачу по созданию пересказа, педагог должен применять на уроке чтения опоры в виде различных планов пересказа. План пересказа отражает последовательность событий, помогает ученикам лучше запомнить текст, определить основную мысль отрывка, отразить смысловые связи между частями произведения, показать характеры персонажей. В качестве опор могут быть использованы следующие виды планов: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

На уроке чтения целесообразно использование и таких приёмов как: пересказ «по цепочке», пересказ «с эстафетой», пересказ в виде соревнования рядов, игры типа «Я начинаю, а ты продолжай» и т.п. Эти задания вносят в строгую обстановку урока элементы игры и соревнования, позволяя проводить урок или отдельный этап урока в нестандартной форме.

Любой пересказ должен быть коммуникативно-оправданным, в связи с чем, на уроке чтения необходимо создание специальных речевых ситуаций, мотивирующих школьников на создание высказывания. Например, это могут быть следующие задания и вопросы учителя:

- Сергей, попроси Алёшу рассказать о том, что происходило в первой главе рассказа, опираясь на план, составленный нами только что-то. Алёша, постарайся рассказать обо всех важных событиях, которые произошли в первой главе. Сергей, напомни, сколько важных событий было в первой главе рассказа.

- Петя, о ком мы узнали из этого рассказа? Расскажи нам, что происходило с героем этого произведения. Постарайся передать его переживания, используй в своём рассказе опорные слова, которые мы записали на доске.

- Оля, спроси у Кати, какой отрывок из рассказа ей больше всего понравился. Попроси Катю кратко пересказать нам этот отрывок. Катя, постарайся своим рассказом убедить нас, что этот отрывок, действительно, самый интересный (грустный, смешной) в этом рассказе.

- Маша, сегодня на уроке ты читала вслух отрывок из рассказа. Напомни ребятам его содержание. Расскажи нам подробно о том, что происходило во второй части рассказа (или после того, как герой ...). Постарайся не упустить детали, ведь после твоего рассказа ребята будут отвечать на мои вопросы.

- Ребята, посмотрите на план нашего рассказа. Это ваши рисунки к тексту произведения. Сейчас каждый расскажет, о том моменте, который он изобразил. Остальных я прошу внимательно слушать, чтобы оценить точность рассказа, его соответствие рисунку и дополнить что-то, если это понадобится.

Для успешного создания самостоятельного устного пересказа на уроке чтения необходимо соблюдение ряда условий:

Воспроизведение прочитанного это одна из основных форм работы школьников на уроке чтения, она одновременно является и предметом, и средством обучения. Пересказ учеником произведения позволяет педагогу оценить, насколько хорошо он запомнил содержание, ориентируется в прочитанном тексте, может логически и грамматически верно строить свои высказывания. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений, сочинений, различных творческих работ). При обучении школьников пересказам текстов педагогу необходимо дифференцированно подходить к речевым возможностям школьников, стараться эффективно использовать разнообразные методы воспроизведения прочитанного текста, уточнять и систематизировать разнообразные приёмы работы.