 |
Пересказ художественного произведения или отрывка является важным моментом на уроке чтения. План пересказа может отражать последовательность событий (он близок к сюжетной канве), помогает читателю лучше запомнить текст, определяет основную мысль отрывка, отражает смысловые связи между частями произведения, обрисовывает характеры персонажей. Работа над пересказом по плану развивает логическое мышление, учит вчитываться в текст, обнаруживать ранее незамеченное, развивает речь учащихся. Пересказ стихотворного произведения можно давать наизусть, разделив его на части между учащимися всего класса. Пересказ может быть полным, кратким, выборочным, с изменением лица, от имени героя, времени действия и т.п. Так же существует достаточно большое количество различных приемов пересказа: по плану, по картине, по серии картинок, по опорным словам, по вопросам, по символическому плану, по различным схемам, цитатный план и т.п. Пересказ учеником произведения позволяет учителю оценить, насколько хорошо дети запомнили содержание, ориентируются в прочитанном, умеют логически и грамматически верно строить свои высказывания. Но в любом случае пересказ должен быть коммуникативно-оправданным.
|
Например:
- Игра «Пересказ-эстафета». Класс работает одной командой или делится на две команды. Работа может выполняться как устно, так и письменно. Учитель говорит, какое произведение или какой отрывок из произведения нужно пересказать. Учащиеся пересказывают по цепочке, каждый участник добавляет 1-2 предложения. Задание можно усложнить, предложив учащимся представить и рассказать, а что могло быть дальше, если бы...
«Пересказ-эстафета» может быть проведен и в другом варианте. Пересказ начинает сильный ученик, а заканчивает более слабый. Если конец текста оказывается сложным по смыслу, то для понимания дальнейших событий «эстафету» подхватывает учитель, фактически помогая ученикам глубже проникнуть в содержание произведения. Этот прием может быть использован как при проверке домашнего задания, так и при проверке первичного восприятия текста.
-
Пересказ текста с опорой на иллюстрации, выполненные учащимися, возможен в различных вариантах:
- Учитель дает задание учащимся сделать дома иллюстрации к различным эпизодам рассказа. На уроке предлагается пересказать текст, опираясь на рисунки. Для этой цели рисунки детей прикрепляются обратной стороной на магнитную доску. Первый ученик выходит к доске, переворачивает первую иллюстрацию, рассказывает, какой отрывок текста на ней изображен. Дети находят этот отрывок в тексте учебника, оценивают правильность и точность его пересказа. Следующий ученик, выйдя к доске, должен, не переворачивая рисунка, догадаться о продолжении сюжета, рассказать его, а уже затем перевернуть иллюстрацию, убедиться в правильности или неправильности своего ответа. Учащиеся следят за точностью и полнотой его пересказа по тексту, поправляя и оценивая выступление одноклассника. Таким образом работа продолжается со всеми иллюстрациями.
- Сделанные учащимися иллюстрации к тексту прикрепляются к магнитной доске. Школьникам предлагается внимательно посмотреть, каких иллюстраций не хватает, найти их место и пересказать текст по получившемуся плану.
- Под серией рисунков детей сделаны подписи (план пересказа). Подписи перепутаны. Необходимо либо переставить картинки, либо изменить подписи. По полученному плану пересказать текст.
- Пересказ по символическому плану. Учащимся предлагается символический план. План может быть составлен как учителем, так и самими учащимися заранее, по ходу чтения произведения. Следует отметить, что самостоятельное составление символического плана (либо его составление с минимальной помощью) вызывает больший интерес у учащихся к произведению. Как правило, пересказ текста, будь то символический план или другой вид плана, учитель поручает наиболее сильным учащимся, т.к. они это могут сделать быстро и хорошо. Более слабый ученик остается не у дел. Для того, чтобы охватить заданием весь класс, можно сочетать пересказ с другими видами работы.
|